Галич Костромской
Галич Костромской Галич Костромской Галич Костромской
Галич Костромской

Добавьте свой сайт

в каталог ресурсов на galich.com
Advertisement










































































































































Галич Костромской
ЗДЕСЬ РОДИНЫ МОЕЙ НАЧАЛО...

Село Кабаново – одно из красивейших сел Галичского района.
В начале XVII века, по приказу Василия Шуйского. Все участники обороны Москвы получали земельные пожертвования. Село Кабаново в качестве земельного пожалования даровано было в 1629 году боярскому сыну М.П. Рубцову за участие в обороне Москвы от поляков.
В то время в селе стояли две деревянные церкви: во имя Святителя Николая и во имя Покрова. От Рубцова село перешло по наследству к Г.Л. Сытину, а от него к помещикам Сипягиным и к Прасковье Ивановне Сумароковой – матери известно писателя Александра Петровича Сумарокова.

 

 

Кабановская библиотека
2007 год

 

План.


I. Исторические места …………………………… стр. 4
II. Усадьба Кабаново при барине………………… стр. 5
III. Храмы……………………………………………... стр. 9
IV. Священнослужители……………………………. стр.12
V. Село до революции и после…………………… стр.13
VI. Промыслы………………………………………… стр.15
VII. Колхозы до войны и в годы войны……….. стр.17
VIII. Заброшенные деревни……………………….. стр.28
IX. Престольные праздники………………………. стр.30
X. Вторая половина XX века………………………стр.31
XI. Начало XXI века. Наши дни………………. стр.39
XII. Выдающиеся личности……………………….. стр.40
Список использованной литературы ………………. стр.42





























Там в марте поленницы падают часто,
Там куры с утра начинают клохтать,
Там кошка привыкла домой возвращаться
Под утро, чтоб день у окошка дремать.

Скрипит там колодец – журавль непременно,
Под стрехой дерутся весь день воробьи.
Там все постоянно, там все неизменно,
Там вечный порядок и все там – свои…

И я, возвращаюсь в тот мир огородов,
Дымящихся банек, цветастых платков,
Себя ощущаю частицей народа
Там сердце мое. Там души моей
Кров.
Вера Клевич














I. Исторические места
Село Кабаново – одно из красивейших сел Галичского района.
В начале XVII века, по приказу Василия Шуйского. Все участники обороны Москвы получали земельные пожертвования. Село Кабаново в качестве земельного пожалования даровано было в 1629 году боярскому сыну М.П. Рубцову за участие в обороне Москвы от поляков.
В то время в селе стояли две деревянные церкви: во имя Святителя Николая и во имя Покрова. От Рубцова село перешло по наследству к Г.Л. Сытину, а от него к помещикам Сипягиным и к Прасковье Ивановне Сумароковой – матери известно писателя Александра Петровича Сумарокова.
Усадьба Кабаново – своеобразный пример архитектурного комплекса, сложившегося в течение длительного периода из отдельных планировочных ячеек.
По генеральному межеванию 1777 года усадьба Кабаново с двумя деревянными домами господскими и двумя храмами значилась за помещиками Сипягиными.
В середине 19 века был возведен существующий и поныне полукаменный жилой дом в центральной части села. Это – пример скромного усадебного здания в стиле позднего классицизма.
Стены первого этажа кирпичные, оштукатуренные, второй рублен из бревен в обло и обшит тесом.
Первый этаж прорезан окнами с профилированными подоконниками и маленькими замками в центре горизонтальной перемычки и отделен от второго кирпичной двухступенчатой полочкой. Выпуски бревен на углах ив местах перерубов второго этажа закрыты досками, имитирующими лопатки. На продольных фасадах эти лопатки отделяют центральную часть с тремя прямоугольными окнами от двухоконных флангов. Боковые фасады асимметричны, с пятью окнами на южном и тремя – на северном.
Функции декора берет на себя обшивка стен, вертикальная под и над окнами и горизонтальная в простенках. Карниз профилированный, с широкой выносной плитой.
Первоначальные входы в здание находились по центрам продольных фасадов, нынешний – с северного торца. На обоих этажах помещения, расположенные по периметру здания, группируются вокруг темного центрального коридора.
Кроме главного здания в усадьбе существовал конный завод с деревянными конюшнями, манежем и кузницами, находившийся в прямоугольных боскетах севернее дома. По сторонам дома до сих пор существуют два прямоугольных пруда и небольшие прямоугольные боскеты: южный из сирени, а северный из пихты, ели и березы, подбитых акацией.






II. Усадьба Кабаново при барине.
В 1845 году помещик Сипягин построил каменную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Об этом сохранилась такая легенда.

«В усадьбе случился пожар. Огонь грозил уничтожением барского дома
с пристройками и конюшнями. По преданию Сипягин вышел на балкон и
обращаясь к Всевышнему, сказал: «Господи! Если минет эта беда –
храм построю!»
Огонь удалось потушить, и барин сдержал свое обещание – построил
церковь»

В 1885 году уже на средства прихожан была построена Знаменская церковь с колокольней. Территория была окружена каменной оградой с воротами к настоящему времени ограда и колокольня не сохранилась. На территории церкви находилось кладбище. Последнее захоронение было в 1937 году. В церковном округе было 5 часовен, в них входило 29 деревень, в них было 400 дворов, в которых жило 2215 человек. В начале XX века поэтическая атмосфера русских усадеб, романтизм старых парков, живописная природа, словно магнитом

притягивали к себе людей творческих. Живой интерес к усадьбам проявляют деятели искусства, их покупают писатели, художники, артисты. В их числе родной брат К.С. Станиславского – Борис Сергеевич Алексеев. Усадьбу Кабаново он покупает для своей жены, бывшей актрисы МХАТ. И в 1914 году владелицей усадьбы Кабаново числится Ольга Павловна Алексеева.
От прежних владельцев сохранился жилой дом, в котором и обосновались новые владельцы.
Барыня происходила из бедного сословия, поэтому была очень близка к простому народу. Борис Сергеевич и Ольга Павловна построили в северной части своего имения, школу для крестьянских детей. Вместе с учащимися разбили парк, под название «Лутовинки». Парк занимает территорию прямоугольной формы. Планировка его предельно проста: П- образные посадки липы и тополя развернуты к школе. Они лучше сохранились в западной части территории. В парке встречаются единичные вкрапления пихты и березы. Территория при школе на которой располагался школьный сад, по периметру имеет плотную еловую обсадку, подбитую с обеих сторон акацией.
Сохранилась также аллея, идущая от парка в сторону храмового комплекса.
Супруги Алексеевы создали народный театр, спектакли которого проходили в посещении бывшего конного манежа. Организаторами спектаклей, народных праздников была Ольга Павловна, а также именитые гости супругов Алексеевых, учителя школы Н.Г. Троицкий, Жуков, Махровский. На сельской сцене выступали друзья Алексеевых: супруги Багроновские, Хвостовы, а также любители театра, галичане Г.М. Вальледс, Варвара Николаевна Красовская-Баженова. Не раз бывали в Кабанове В.М. Немирович-Данченко и К.С.Станиславский, актер и режиссер МХАТ. К владельцам усадьбы Кабаново имеют родственные отношения такие выдающиеся люди России как Президент Академии наук Сергей Иванович Вавилов, женившийся на племяннице Ольги Павловны – Ольге Михайловне. А вторая племянница – Наталия Михайловна была замужем за В.А.Весниным – Президентом Академии Архитектуры.
При барине Алексеевне были в нашем селе два завода – один из них маслобойный, снабжавший жителей округи прекрасными маслами. Другой – конный, по выращиванию молодняка. Выращивались чистокровные орловские кони. Устраивались бега.







(Из воспоминаний Черняева Геннадия Матвеевича, 1913 года
рождения, с. Кабаново)
«При конезаводе был навес длиной около 1 километра. В плохую погоду
объезжали молодняк. Еще в 30-е годы доживали свой век в колхозе
былые красавцы по кличке «Казбек» и «Ах, какая». При барыне
всегда был порядок. У домов чистота, кругом цветы, аллеи. Следили за
порядком в лесу и парке. Растущие у школы акации и березы
переплетались, образовывая арки.
Сучки на деревьях были подпилены на два метра, все подметено.
Был у помещиков Алексеевых Тарасов луг. Там стояли два огромных
сарая для сена. Сено помещикам косили крестьяне исполу за половину.
Был у Алексеевых маслобойный завод, такой же завод был и в деревне
Новое. Сбивали на нем льняное масло.
Барыня Ольга Павловна была очень добрая к простым людям. Она
давала крестьянкам советы из области медицины, педагогики,
агрономии. А осенью, тех крестьянок, которые следовали её советам,
одаривала платками. Ольга Павловна собирала крестьянских детей и
кормила их бесплатно. Она покупала у них ягоды. Сбегают ребятишки в
лес, наберут ягод. Мать положит в чистую посудину, завяжет платком
и понесут они ягоды в Кабаново барыне. Она посмотрит ягоды,
освободит блюдо, положит монету.»

Алексеевы очень много сделали для церкви. В Москве у них были свои заводы, которые выпускали разную церковную утварь: подсвечники, лампады, кресты, паникадила.
Помещик Алексеев не жалел денег на устройство церквей. Особенным великолепием отличался Знаменский храм. Интересен такой случай: на день Ангела жены Ольги Павловны Борис Сергеевич заказал художнику И.Репину образ княгини Ольги. Заказ был выполнен, образ, украшенный драгоценностями, находился в храме. Во времена безбожия, когда громили церковь, один из крестьян взял этот образ домой. Но впоследствии его дом сгорел, сгорел и образ.
















После революции господ Алексеевых национализировали, они вернулись в Москву. Борис Сергеевич рано умер. Сын их, Сергей погиб в Великую Отечественную войну. А Ольга Павловна долго жила в маленькой комнатке в Москве. И долго переписывалась с учащимися Кабановской школы.



















III. Храмы.

Церковь Покрова – характерный пример приходского храма в формах позднего классицизма. К высокому двусветному четверику, увенчанному декоративным пятиглавьем, с востока примыкает пониженный прямоугольный в плане алтарь, а с запада, аналогичный ему притбор. Развитый карниз, переходит на стены четверика, членя его на два яруса. Стены верхнего яруса прорезаны тремя прямоугольными окнами, среднее из которых отмечено П-образным сандриком. Наиболее пластичной частью храма являются восьмигранные барабаны глав.
Клеевая роспись внутренних стен выполнена в середине 19 века и имеет значительные утраты, роспись свода сохранилась фрагментарно. Сюжетные композиции выдержаны в академической манере, в написанных элементах архитектуры и орнаментах сказываются ременисценции барокко.
Наиболее развитый характер имеют три композиции: «Крещение», «Вознесение» и «Преображение». Они написаны в арочных рамах, украшенных орнаментом.







Церковь Знамения – сравнительно небольшой сельский храм периода эклетики с преобладанием в декоре элементов позднего классицизма. К компактному четверику храма, на который водружен крупный восьмигранный баран со шлемовидным завершением, примыкают полуциркульная апсида, прямоугольные в плане боковые притворы и более узкая трапезная.
Прямоугольные окна не имеют наличников.
На лицевых фасадах притворов – три проема, помещенных в арочные ниши; над средним входным проемом – круглая ниша.
Внутри храм перекрыт восьмилотковым сводом, опирающимся у углах на тромпы; в притворах и апсиде коробовые своды (последний замыкается конхой с востока; в трапезной плоское перекрытие.
На западном фасаде трапезной сохранились следы примыкания колокольни.












(Из воспоминаний Василевской Надежды Павловны, 1921 года
рождения, уроженки с. Кабаново):

«Я родилась в Кабаново. Дом наш стоял у самой церкви, над липами.
Отец мой работал пр конезаводе, выводил, выгуливал лошадей,
объезжал их.
Церковь в селе была хорошая. Колокол звонкий. Бывало, зазвонят к
службе, слышно было в Буносове, за рекой.
В 1927 году семья наша переехала в д. Контеево.
/историческая справка: Деревня Контеево в начале XIX века
принадлежала Иллариону Васильевичу Молчанову – галичскому
предводителю дворян. Ему же принадлежала и усадьба Абрамцево под
Москвой, позже перешедшая к С.Т.Аксакову. дочь И.В. Молчанова
Александра Илларионовна быа замужем за Александром Юрьевичем
Пушкиным, дядей великого поэта, а внук И.В.Молчанова (Дмитрий
Васлиьевич) женился на Елене Сергеевне (Нелли) – дочери декабриста
Сергея Григорьевича Волконского). Приход там был другой, молиться
ходили в церковь Ильи Пророка, что на Погосте. А мы с мамой ходилив
Кабаново, любили эту церковь. Примерно в 1929 году колокол сняли.
Нашелся один мужик – Коля, по прозвищу – «Радио». Он все и
организовал. И сразу после заболел. Священник сказал, что это Бог его
наказал. Снимали на веревках, по деревянным "Настям». Одна
«Насть» соскочила и колокол упал.
Отбился край, отлетели осколки. Отец мой нашел осколок величиной с
яйцо. Долго я его хранила. Потом дочки в 80-х годах в Ленинград
увезли. А был колокол почти из чистого серебра, весом 250 килограмм.»

На территории Кабановского сельского поселения находится сохранившаяся до наших дней, не действующая церковь Ильи Пророка в урочище Конищево, что в 1 км от деревни Аничково.
Церковь сооружена в 1818 году. Во второй половине 19 века трапезная, в которой располагались приделы Покрова и Николая Чудотворца, была расширена в западном направлении.
В 1914 году церковь на средства прихожан была заново расписана. О чем сообщает надпись на южной стене храма.
Церковь расположена в лесистой местности. На холме, возвышающемся над рекой Ихтема. Колокольня состоит из двух столпообразных объемов, включающих каждый по два яруса. Стены и своды церкви расписаны масляной живописью. В трапезной живопись сохранилась лишь частично. Арки первого яруса колокольни украшены голубым и растительным орнаментом с розетками. В храме уцелели кованные клиросные решетки в стиле ампир. Рядом с церковью Ильи Пророка находится действующий и ныне погост.










IV. Священнослужители.

В церкви села Кабаново работало в разные годы много священников, но особенно запомнился сельчанам последний – Николай Андреевич Скворцов. Он выходец из крестьян, окончил три класса церковно-приходской школы в с. Квасные Усады Макарьевского района. По праздникам читал в церкви «Апостол». Его старания были замечены и когда ему исполнилось 18 лет, он был назначен псаломщиком в Николаевскую церковь с. Богчино Галичского района.

Позднее он женился на дочери псаломщика из с. Русакоко и со временем занял его место. В 1933 году он был рукоположен в священники, служил в Кабаново до 1940 года. В годы советской власти церковь душили налогами, преследовали священнослужителей, и дочь отца Николая, Милинтина Николаевна, из боязни, что его могут посадить или сослать, уговорила оставить церковную службу, о чем позднее сожалела. Когда началась Великая отечественная война, Николай Андреевич катал валенки для детей Ленинграда, для наших солдат, на 41 разъезде делал сани для тачанок, тесал болванки для седел. последние годы он работал пчеловодом в колхозе «Заветы Ильича». скончался отец Николай в 1965 году в возрасте 75 лет, похоронен на Кабановском кладбище.
Покровская церковь обезглавлена и зарыта в 30- е годы. в церкви в разное время размещалась слесарная мастерская, показывали кино, в подполье было картофелехранилище.
Знаменская церковь закрылась в 1940 году, колокольню разрушили гораздо позднее, объясняя тем, что колхозу потребовался кирпич.








V. Село до революции и после.

До революции в нашем селе и окрестных деревнях люди занимались в основном земледелием. Сеяли хлеб и лен.

(Из воспоминаний Лебедевой Анны Михайловны, 1907 года рождения,
уроженки д. Абабково):
«Для обработки зерна применяли ступу,
жернова, жали серпами. высушенное зерно обшастаешь в ступе. Потом
ботаешь зерно, вся ось отлетает, потом подсиешь, на ветру
пропустишь и отправляешь на мельницу. Но зато уж мучка чистая.
жернова применялись для дробления зерна на крупу.
Со льном работы было много, многие «без рук» через него
остались. Вытереби его, околоти, постели его, улежится – опять сними
его, Высуши его, в мялку пусти, потом под трепало пусти. Потом в бане
чешешь его, а потом всю зиму как на точиле сидишь – прядешь. Пряжу
вызолишь, вымоешь на реке, высушишь. потом навьешь на трубицы.
Потом с трубицы пойдешь сновать на сновали, навьешь на навой потом
бердо, ниты и ткешь.
Целый великий пост ткешь.
Выткешь новину, вываришь, выбелишь на насту и шей.
Шили тканые платья. Мережку сделаешь по низу. Первый наряд был –
новинное платье. Мужикам штаны шили, кальсоны. Кто побогаче жили
получше и наряжались.
Платья были длинные с оборками. Летние костюмы – юбка
расклешенная, кофта прямая, под заправку. Все платья сидели на
булавках.
Семья у нас была не бедная. У нас и шляпы были и шапки с перами.
На ногах туфли, зимой одевались на них теплые боты, были башмаки с
заворотчиками.
Наряжались, ходили по беседам. Придем в беседу, рассядемся – ребята
по скамейкам, и начинаем петь песни «ходячие». По одному или по
двое пели. Пока всех парней не переберешь, всем не споешь –
танцевать не выходили.»

(Черняев Геннадий Матвеевич):

«Беседы были одна на несколько деревень. Были взрослые беседы и
маленькие. Маленькая беседа была по очереди только в домах у
девочек по пять дней. девочки приходили с вязанием, с пряхой, пели,
танцевали.
Потом уже переходили во взрослые беседы. Одевались бедно и
поэтому, чтоб никто не видел, раздевались на мосту, а одежу ложили на

печку. А ребята помладше все скидывали и ложились в круг,
приходилось все равно признаваться, где чьи вещи.
После революции в селе Кабаново в барском доме была начальная
школа. я начинал там учиться. учителем была дочь попа. отца Павла –
Анна Павловна и учитель Геннадий Павлинович Дароватовский. Около
Лутовинок, на том месте, где и сейчас, был прекрасный школьный сад.
Росли в нем хорошие яблоки. Мы на уроке надурим, нас выгонят их
класса, и мы бежим в это сад за яблоками. Потом учителя поняли нашу
хитрость и наказывали прямо в классе. Геннадий Павлинович подойдет
сзади и ткнет прямо в парту носом.»



































VI. Промыслы.

Хотя с 1916 по 1921 годы по указу правительства землю разделили по едокам, не всем её хватило. и многим приходилось заниматься отхожими промыслами. В каждой деревне были свои мастера подельники.

Каталя' (катали валенки из шерсти)

В д. Вальки – Пугачев Константин Емельянович.
В с. Кабаново – Потемкин С.М.
В д. Терехово – Яблоков Григорий Назарович,
Румянцев Николай Мартынович.
В. д. Мослово – Голубев Тимофей Фролович.
В д. Контеево – Смирнов Василий Севастьянович.

Скорняк (выделывал овчины)

В д. Гора – Потехин Матвей Евдокимович.

Портной

В д. Контеево – Сироткин Павел Васильевич.
Ходил по домам, шил из овчин шубы, тулупы.

Сапожник

В д. Горки – Иванов Осон Иванович. У него была мастерская.
его дело продолжил сын – Александр Осонович – во время
коллективизации.

Бондарь
Черняев Николай Яковлевич делал кадки.

Кузнец

В д. Вальки – Черняев Захар Яковлевич.

Гончар
в д. Плосково – Нечаев Петр Дмитриевич, Нечаев А.М.
В д. Плосково и Контеево почти все занимались гончарным делом. Делали горшки, кринки и другую посуду. Для обжига в избах были печи, топились «по-черному».



Пильщики леса

Потехин Иван Матвеевич с сыном Михаилом, Черняев Николай Яковлевич с сыном М.Н.
В д. Терехово была ветреная мельница на двоих: Яблоков Г.Н.и Румянцев Н.М. Ветреные мельницы, толчеи были в деревнях Новое, Волчаниново. Расплачивались зерном и деньгами. Под Савиным – водяная мельница, артельная на 6-8 человек.

Ткачеством занимались почти в каждой семье.

Главным вопросом в те годы для крестьян был вопрос о земле. Сельское хозяйство пришло в запустение в мировую, а затем в гражданскую войны, когда основная рабочая сила ушла в армию. До этого на заработки отходников можно было с грехом пополам поддерживать хозяйство. Чтобы поднять продуктивность земледелия, необходимо было прежде всего упорядочить крестьянское землепользование, покончить с господствующей «трёхполкой». Одной из первых деревень в районе, где было введено после революции (в 1925 году) четырехполье, была деревня Волочаниново тогда еще Костомского сельсовета.
Через два года крестьяне убедились в огромной пользе этого мероприятия: их экономика значительно поднялась. Пример волочаниновцев послужил толчком для введения четырехполья сначала в соседних с Волочаниновом, а потом и в других селениях района.






















VII. Колхозы до войны и в годы войны.

В 1929 году на землях барина было товарищество общественников, потом коммуна.
В 1931 году образовался колхоз «Заветы Ильича». Занимались в колхозе животноводством, растениеводством, пчеловодством.
В 1931 году население облагали твердым налогом. Тем, кто имел корову, нужно было сдать 380 килограммов молока, 40 килограмммов мыса (живой вес), шерсть, яйца, картошку, зерно.
Яйца сдавали в магазин, работал в нем Сергей Матвеевич Вакорин. Из магазина сдавали на яйцебазу в Галич. Мясо возили в Рассолово. Молоко сдавали на свой маслозавод. Из каждой деревни привозили на «подводе».
Тяжелое время налога снова заставляло людей бежать из деревни в город.

(Из воспоминаний Черняева Г.М.)

«С1931 по 1934 год было бегство народа из деревни. Был на отхожем промысле
и я. Но все же тянуло домой и в 1933 году вернулся назад. Меня послали на
курсы маслолаборантов. Окончив их, я работал в Кабанове на маслозаводе (он
находился, где сейчас пекарня).
Готовое масло сдавали в Галич, в Буй. За невыполнение налога отдавали под
суд, отбирали скотину. председателем в 1937 году был Лапин Николай
Александрович, строгий был. Его и боялись и уважали. Старались выполнить
норму трудодней. Лен теребили руками. Норма – 10 соток в день на человека.
Оставшиеся от продажи семя сбивали на масло и двали на трудодни. Косили
вручную косами. В 1933 году я женился. Так вот мы с женой Феней вставали в
2 часа ночи и шли косить до 8 часов утра. Придем, ребятишек накормим и уйдем
ворочать вчерашнее. За день 2 стога ставили. Помню, за один сенокос накосили
29 стогов. А получили в свое хозяйство только 19 %. Жили все в основном
бедно. Получше жили хорошие мастера: плотники, столяры. К сороковым годам
еще некоторые ходили в лаптях. Одевали, чтоб помягче было в сенокос или
боронить лапти из коры, поршни из бересты. Одежду носили и купленную и
своего изготовления. По домам ходили портные. Шили шубы, тулуп, поддевки.

(Из воспоминании Лебедевой Людмилы Евгеньевны, 1916 года рождения,
уроженка с. Кабаново)

«Я окончила 4 класса Кабановской школы. С малых лет работала в колхозе.
На лошадях, помню, боронили девчонки. Косили вручную. Выйдет, бывало, к
Тебзе целый отряд косцов, душа радуется. Лен убирали вручную. Посеян был
рядками. Каждый рядок огребали мотыгами, чтобы не было травы. Работали за
трудодни. Давали горох и картошку.
Председателем сельсовета в то время была Никанорова. Оба председателя
ходили вместе по полям, фермам. Бывало, кто проспит, сам Лапин будил в три
час ночи на работу. Жали сначала серпами, ставили рожь в суслоны, яровое в
кобылки, обмолачивали и сдавали государству. В 1937 году в колхозе «Заветы
Ильича» был колесный трактор «Фордзон». Работал на древесном топливе.
Тракторист был из Грибанова- Туманов.

(Из воспоминаний Сизовой Надежды Александровны, 1921 года рождения,
уроженки д. Горки колхоз «Заветы Ильича»:

«… В 13 лет я работала уже в колхозной бригаде. Председатель, Лапин, строгий
был. Праздники даже не давал справлять. Пойдем, бывало, во «Фролы» в
Милятино в гости, а он на работу гонит. Мы с бабкой Аксиньей Герасимовной
мотыжили лен, по 17 соток каждая. Премировал нас – старую да малую
платками.
Потом в звене работала. Дадут гектар льна – посеешь, промоты – жишь,
опылишь, вытеребишь, околотишь, улежится – везем на завод под Рогачи
трепать. В 18 лет стали посылать на Заготовки.
В войну на окопах в Курбе была 45 дней. Это в 1941 году было. А в 1942 году
послал меня Геннадий Ефимович на курсы трактористов в Россолово. 3 месяца
отучилась, пригнали трактора в колхоз. Я в пруд заехала, Лидка Куличка в
сарай. Трактора были плохие, часто ломались, зарабатывали плохо. После
освобождения Сталинграда послали нас 7 человек на своих тракторах в
освобожденные районы на Кубань. После Сталинграда дома опять работала на
лесозаготовках. 7 кубов надо было навалить, очистить, вывести. За норму
давали по 1 кг. хлеба.

(Из воспоминаний Мамаевой Милинтины Николаевны, 1919 года рождения,
уроженки д. Русаково):

«Кабановская школа из церковно-приходской была переименована в школу
колхозной молодежи – Ш.К.М. я поступила учиться в пятый класс Кабановской
школы в 1933 году. В этот год весь учительский коллектив в школе был новый.
Директор Панасенко Леонид Николевич приехал из Галича с молодой
красавицей женой – Анастасией Васильевной Копасовой. В то время уже был
колхоз в Кабанове. Молодежи было много. Отдыхали весело и дружно. При
школе были различные кружки. Среди них исторический, художественной
самодеятельности, физкультурный, «Ворошиловский стрелок». Во время войны
пропал без вести биолог нашей школы Устинов Константин Васильевич, учитель
труда Вакорин Сергей Матвеевич. Пал смертью храбрых Панасенко Леонид
Николаевич».



После Панасенко в школе работал Корольков. Его взяли в район на повышение, а директором назначили Голубева Василий Васильевича в марте 1940 года. Школа была уютная, наверху находились квартиры учителей. Работали Тюрина Нина Наумовна, Устинова, Камаева.



С 1931 года по 1960 год в деревне СелтыЩево был колхоз «14 лет Октября». В него входили деревни Абабково, Бизяево, Макарово, Домницы, Щелконогово.
Первый председатель – Горячов Николай Яковлевич.
Колхоз занимался животноводством и растениеводством, овцеводством.


(Из воспоминаний Лебедевой Апполинарии Ивановны, 1918 года рождения,
бывшая колхозница «14 лет Октября»):
«Я жила в Селищеве, детство мое было трудным. Училась в старой
Селещевской школе. Учителем был Лебедев Дмитрий Михайлович и
учительница из-за реки Анна Андреевна. Дисциплина была хорошая. За партой
сидели 2 мальчика и 3 девочки, парты были длинные.
В 12 лет я пошла помогать воспитателю в колхозном садике. Председателем
был Горячов Николай Яковлевич. Затем, перед войной – Волков Николай
Матвеевич. Председателем сельсовета – Погодин Николай Васильевич.
Мужа у меня взяли на войну в 1941 году, в августе. Взяли в сапожную
мастерскую, а оттуда прямо на фронт. У меня, когда началась война было уже
2 девочки – 2-х лет и 9 месяцев. Деток водили в один дом, там с ними сидела
нянька, пока матери работали. А вечером она у меня дома тоже сидела с ними.
Мне и корову надо было подоить и дров напилить, наколоть.
Работали в колхозе на выбракованных лошадях (хороших забирали на
фронт). Боронили, домой приезжали на завтрак, детей кормили.
Ели мякину. Колоколец толкли в ступе, терли в квашню сырую картошку и
месили лепешки. Потом их в молоке мочили. Собирали, парили крапиву. Еще
спасала картошка. В колхозе сажали ее много. Сначала колхозную копали,
давали её на проценты. Днем копали, а вечером развозили на лошади по домам.
Свою копали уже по заморозкам. Вот так и жили…»

(Из воспоминаний Зеркаловой Ольги Александровны, колхоз «14 лет Октября»)

«До войны жила я в Бизяеве. Замуж вышла в 1936 году.
В колхозе сеяли вручную из лукошка, серпами жали, суслоны ставили. Лен
теребили руками.
Вот как-то раз возили мы навоз за Селищеве и едет нам навстречу
Макаровская Екатерина Ивановна из Галича. Кричит: «Девки, война ведь!» к
вечеру заездили на машинах. На следующий день был сбор в Селищеве.
Провожала я мужа с мамашей и с сынком (ему 6 лет было). Сынок все кричал:
«Папа, тебя убьют, вернись!» А отец отвечал: «Сынушко, меня не убьют. Я
вернусь домой. Мы хорошо с вами жили и ещё лучше заживем».
Перед самой-то войной ушел он за реку, в Дурцово, стал работать на комбайне,
привез пшеницы (заработал). Напекла я белых витушек, все завидовали мне.
Только жизнь-то начиналась. Уходил когда, жили мы в домишке под соломенной
крышей. Сказал: «Бог спасет, в новом доме будем жить». Да так и не пришлось
построить новый дом.
А жили в войну трудно. Все сдавали в налог, себе оставалась только мякина.
Корешки копали.
Муж с фронта в одном письме написал строчки из песни: «Вот помру я, помру,
похоронят меня и никто не узнает, где могилка моя». И после этого письма, как
в воду канул. Я сначала не верила, все ждала его. Хоть и горько было, стала и
песни петь с бабами. Пойдем с сенокоса, бывало, кто-нибудь скажет: «Ну-ка,
девки, давайте, давай спятачимся!»
Сбегаем в магазин, выпьем, попоем, поревим.
Кончилась война, пришлифронтовики и тут уж я поняла, что не дождусь больше
своего. Дочь Тамара так и не знает своего отца, даже фотографии нет».

С 1931 года по 1936 год деревни Аничковского сельского совете: Плосково Контеево, Останино, Золотухино входили в колхоз «Имени Ворошилова». Деревни Аничково и Погост в 1933-1936 годах входили в колхоз «Труженик». Деревня Мамерфино до 1940 года входила в колхоз «Имени Калинина». Деревни Уткино и хирино до 1940 года входили в колхоз «Красная звезда». Деревни Грибаново и Деревеницино до 1936 года входили в колхоз «Красная поляна»
С 1942 года по 1947 год существовал колхоз «имени Ворошилова».
С 1947 года по 1951 год – колхозы «Труженик», «Красная поляна», «имени Ворошилова».
С 1951 года по 1960 – колхоз «имени Ворошилово».

(Из воспоминаний Виноградовой Марии Григорьевны, 1917 года
рождения, колхоз «Имени Ворошилова»): «... В годы войны работала в
колхозе «Имени Ворошилова». Весной привозили зерно с Галича. С
зерноприемного. Пахали на лошадях, боронили на быках. А осенью зерно
отправляли снова на зерноприемный. Была на окопах в Тутаеве.
Месяца 2 были там. Как пролетит самолет приходилось прятаться в
окопы. Баня была казенная, дров не ыло, приносили сырых елох. Еда –
свои сухари да вода. От колхоза посылали строить дорогу с Пронина на
Воронино».













Деревни Ленивцевского сельского совета входили в колхозы:
Колхоз «Восход» - д. Мякишево, Ленивцево с 1937 по 1950 год.
Колхоз «Ерчаки» - д. Кузино с 1935 по 1950 год.
Колхоз «Липеевка» - д. Крусаново с 1936 по 1937 год.
С 1951 года по 1958 год все эти колхозы объединились в колхоз «Верный путь».
С 1933 года по 1959 год деревни Волочаниново, Ильинское, Кашино, Костенеево, Ванеево Костомского сельского совета объединял колхоз «Полярная звезда». До объединения были колхозы «Ударная бригада» (Кашино, Костенево), «имени Красино» (Ильинское). В колхозе «Имени Красина», кроме крупного рогатого скота были так же овцы.
(Из воспоминаний Кудровой Любови Федоровн, 1913года рождения,
уроженки д. Костенево, колхоз «Ударная бригада»):
«В семье у нас было 10 детей, я восьмая. Четырех лет мне не было,
отец уехал на уезд. Семи лет ушла в няньки в Кашино.
Хозяйева уйдут на работу рано, я сплю под зыбкой, ребенок ревит, а я не
слышу. Потом в Костоме была в няньках, в Ильинском в Варюхине – 2
года, в Горках – 1 год, в Костеневе – 2 года. Кормили хозяйева, да еще и
приработаешь что-нибудь, то на платьишко, то платок купят. В няньках
была до 14 лет. Потом работала в своем единоличном хозяйстве.
Держали корову. Овечек. Сами управлялись. Деревня наша была
большая, около 30-ти домов.
Первый колхоз называется «Ударная бригада». Жили в колхозе
неплохо: работали из арабатывали. В 1931 году соединились с колхозами
«имени Красина». В нем уже жили победнее. Были в колхозе ферма,
конюшня,амбары для зерна в Костеневе. А в Кашине – овчарник.
Школоа была в Волочанинове.
Я училась 2 года всего по 1,5 месяца. Некогда было – в няньках жила.
Ходили по беседам. Я несмелая былв. Покажу бывало на колени какую-
нибудь девченку, чтобы только не пригласили танцевать. Помню,
пригласил меня парень танцевать, а я говорю: «Не танцую.» пришли
домой из беседы, надо мной все смеются: «Дура, говорят, гордиться
нужно, что пригласили, просидишь в девках. И точно – вышла замуж в
39 лет.
Праздники у нас в Костеневе были «Все святые» и «Покров».
Старались, тряслись, чего-нибудь готовили.
Ходили в Кашино на гулянки. Идем гурьбой во главе с гармонистом,
поем песни. И на сенокос с песнями ходили, с песнями и работать
веселей.
В войну. В 1942 году, в августе случился у нас в Костереве пожар.
Сгорело 25 домов. Мы только корову и спасли. Во время войны была я на
окопах в поселке Курба Ярославской области. Рыли рвы, ямы высокие,
чтобы танк не прошел. Полсе войны поставили меня дояркой на
Волочаниновскую ферму, работала до 1952 года, а потом конюхом».



(из воспоминаний Смирновой Нины Сергеевны, 1941 года рождения,
уроженки д. Ильинское, колхоз «Имени Красина»):
«Дома у нас была лошадь, корова – с 12 лет дома работала. Потом
поставили конюхом, лен мотыжили, пахали, работали на лесозаготовках.
Замуж вышла в 1932 году. Муж из Волочанинова. Сосватать сосватали,
а свадьбу через год сыграли (нечего было одеть). В 1941 году мужа
взяли на фронт. Провожали мужиков на станцию в Орехово – один рев
стоял. Вернулся с войны он рано, на костылях. Работал он и до войны и в
войну председателем колхоза «Имени Красина», а позднее, уже в
колхозе «Россия» - заведующим Ильинской молочно-товарной фермой.

(Из воспоминаний Румянцевой Варвары Михайловны, 1920 года
рождения, уроженки д. Ильинское, колхоз «Полярная звезда»):
«Я была шестым ребенком в семье, жила в Ильинском. Отец умер в
1932 году, и я, двенадцати лет, не окончив даже 4-х классов, пошла
работать в колхоз. Школа была сначала в Костененве, в раскулаченном
доме, потом в Ванееве. Сначала в этих деревнях был колхоз «Имени
Красина», а затем – «Полярная звезда». Пахали на лошадях,
боронили. Я косила на конной косилке по 40 соток в день скашивала.
Боронили в лаптях, приедем, лошадь распряжем, лапти бросим где-
нибудь в конюшне, домой босиком бежим (стесняемся молодцев). В 12
лет и на лесозаготовках была, на 41-ом километре. Грузили фанеру, а
она тяжелая, не смогается.
В войну старались не отчаиваться, и без мужиков гуляли. Собирали
складчины, у кого картошка, у кого лепешка, кого в лес пошлем. И пели
вместе т ревели. Песен я много знала, любила петь.
В нашем краю были часовни. В д. Борисовское была часовня, между
Кашиным и Ванеевым на бугре и часовня Макария в поле между
Кашиным и Костеневы. Ходили туда молиться. У Макария был
колодчик. Ходили за водой туда, она у нас была как святая водичка.
Дети когда болели или сами, брали оттуда воду, она нам помогала.
Вешали туда женщины детские шапочки, рубашки, разные тряпицы от
всякой напасти.»



(Из воспоминаний Хитровой Анны Алексеевны, 1922 года рождения,
уроженки д. Волочаниново, колхоз «Полярная звезда»):

«Нас в семье было двое детей – я и брат, постарше меня. Отец мой,
Гардобин Алексей Ефимович имел в своем личном хозяйстве ветряную
мельницу и толчею для овса. Когда колхозы образовались, мельницу
нашу перевезли под Ильинское, к Тебзе.
Брат у меня работал бригадиром в колхозной бригаде. Меня хоть и
баловали, но на работу стали брать с собой взрослые с 8-9 лет. В овины
на молотьбу брали снопы резать. Было у нас под ильинскоим. У реки,
местечко Круглица . Сажали там колхозники капусту, репу, турнепс для
скотины. Ухаживали за огородом ребятишки. Мотыжили, пололи,
поливали. Воды было много, целая река. Турнепс вырастал крупный.
Девчонки пахали на лошадях. Мы с Шуркой Груздевой так
приноровились. Вставали одна на одном конце поля, другая на другом,
отпускали лошадь с плугом навстречу друг другу. Одна отправляет,
другая встречает, и ноги не мяли. По два гектара на двоих делали.
Постарше стала, возила сено на станцию в Рассолово.
Несколько тонн нужно было сдать государству, вот и возили возами. У
меня хорошо получалось на возу стоять, настаивать. Теребили лен,
помню, на Ванеевском поле в 1941 году. Норма 10 соток на человека.
Если вытеребишь за 4 дня, давали за это 10 кг зерна. Мы старались,
хотели чтобы нас похвалили на собрании. Помню, мы Лидкой Смирновой
были первые и дали нам премию. Мне юбку красную и полуботинки на
высоком каблуке…»

( Из воспоминаний Шуваловой Августы Степановны, 1914 года
рождения):

«Жила я в д. Шильдома. Работала хорошо. В 19 лет ездила как
передовая колхозница на областной слет передовых колхозов в г.
Ярославль. Имею мандат, почетную грамоту за долголетний
безупречный труд в годы войны и последующие годы, медали за
доблестный труд. Мужа забрали на фронт 27 октября 1941 года.
Служили в военном десанте. Остались дети – Юра пяти лет и Миля –
трех лет. Жить было тяжело. Приехала ко мне свекровь со своей дочкой.
Корову обменяли на хлеб. Овечки были дорогие. Оставила мне одна
женщина ягненка, ребята все с ним играли. На следующий год ярочка
эта принесла 5 ягнят, продали на базаре. Председатель колхоза Нечаев
Николай Тимофеевич сказал мне: «Тебя на окопы пошлют, вставай
бригадиром».
Проработала я немного бригадиром, пришла все-таки повестка на окопы.
Угнали нас в поселок Курба Ярославской области. Со мной вместе были
Таисия Федоровна, Елена Вакорина и Коля Смирнов из Милятина. 2
месяца жили, рыли окопы, ссыпали с горы, рыли «волчьи ямы», чтобы
танки не проходили. Пока рыли, летал над нами немецкий самолет, но не
бомбил. Потом выслали на поле с озимью. И все поле мы взрыли. Рыли, а
сами ревели – ведь хлеб портили. Работали с утра до вечра, и вдруг
собирают собрание, направляют всех под Ленинград. Все ревим, у всех
детки дома. Ночью все и убежали. А на дорогах патрули. Мы что-то
вдвоем с нянькой Таисией остались последние. А в Курбе была выводка
лошадей. Увидели мы мальчика с лошадью, попросили подвести нас. Дело
было накануне Рождества. На мне была шубная кофта. Сапоги с
галошами, сундучок. Провез нас паренек через Курбу, направил на
дорогу к Ярославлю. Стало темняться, свернули в деревню ночевать, в
крайнюю избу. Хозяйка говорит: «Не вы у меня первые, на печке уже
лежат». Самовар поставила, у нас хлеб был с собой, халва. Чаю попили,
спать легли. Утром пошли дальше. У няньки Таисии была золовка в
Ярославле. Пришли туда, сват Константин говорит: «Да девки, да
откуда вы?» я говорю: «Нянька, я на вокзал пойду, наверное наши кто-
то есть». И точно, прихожу, Нинка Красина за плечи обнимает.
Подошел состав. Все в него забились, и военные и те, что с окопов.
Только отъехали – немцы бомбить стали. Началась паника. Приказ был
из вагонов не выходить. Слез было много. Немцы старались разбомбить
мост, но наши зенитки выбили их. Все живые приехали в Буй. Оттуда
пошли пеша. Целые сутки шли до Россолова. Оттуда через Кашинский
лес, через Алифино пришли в Костенево. Там родственники оставляли
ночевать, но мы пошли до дому. Юра у меня был в Новом с мамой, а
Миля в Шильдоли со сверковью. Пришла я в Новое, в печке вымылась
(вшей накопили), осталась ночевать. А утром в Шильдому пришла. Не
успела отдохнуть – вечером несут повестку на лесозаготовку за озеро.
10 дней отработаем, приедем, в бане вымоемся и опять.
Кто рубил, кто возил на станцию. Норма была 5 кубов на двоих.
Вырубишь – пайку получишь. А что эта пайка. Пока едешь до станции –
все съешь.
А муж с фронта слал письма. Писал, что врага скоро разгромим.
Интересовался урожаем, делали в колхозе.
Последнее письмо было 2 августа 1942 года. Пропал без вести. В годы
войны председателем в «Полярной звезде» был Красин Александр
Васильевич.
Народ и в войну не унывал, собирали складчины, пели песни,
частушки…».

В период с 1933 года по 1959 год в колхозе «Полярная звезда», так же как и в других колхозах, поменялось много председателей. Какое- то время этот колхоз возглавлял Кузнецов Михаил Сергеевич из д. Медведево.



(Из воспоминаний Смирновой Тамары Михайловны, 1936 года рождения,
уроженки д. Медведево): «Наша семья жила в д. Медведево.

(Историческая справка: едалеко от Кабанова была усадьба Медведево, в
которой в 1731 году жил помещик. Князь С.П. Борятинский. Они с женой оба
умерли, и усадьба перешла к их родственнику Ступину. Была составлена опись
этой усадьбы: «Двор помещиков, в нем хоромного строения четыре горницы, в
них три печи изразцовых. Всхожие сени, над ними две светлицы холодные, да
сени задние, а в них два чулана. Горница черная с сенями, да баня на дворе, две
избы людские, три амбара, да погреб, да сушило и дворец конский. В прихожей
горнице и в крестовой (молельник) восемнадцать образов. Окна слюдяные.
Мебели: лавки, покрытые тюфяками, пять стульев, обитых кожей. Три блюда
венецианские, чайные чашки, стаканы хрустальные, пивные стаканы, братина
медная, кувшины, на стене две винтовки, две фузеи. На дворе одиннадцать
лошадей, девять коров. Куры, утки. В сарае карета на моржовых ремнях, обита
кожей, а в ней четыре оконца. Тут же и книга расходов: «На поминовение
княгини двадцать копеек, куплено соли на 4 копейки, дано за труды попу двадцать
копеек, солдатам три копейки, на поминки куплено вина на двадцать две копейки,
поднесено властям города Галича: комиссару Рылееву пирог ценой три
копейки, товарищу воеводы Макарову – пирог да три копейки.)
…В 1941 году отца взяли на фронт, но он до фронта не доехал. Стал спрашивать
с поезда на остановке и вывернул руку в плече и его комиссовали.
Вернулся он домой и поставили его председателем колхоза. Работал он в
лесу, пилил дрова, был ударником, фотографировали его.
А когда колхозы объединились, работал отец по строительству: строил дома
(был хорошим столяром и плотником), делал сани, грабли.
В войну нам ребятишкам, приходилось собирать песты, кашник, крапиву. Сушили
и толкли в ступе, потом смешивали с мукой и пекли лепешки. Крапивы даже не
хватило, ходили в Кабаново собрать. Весной на колхозных полях собирали
необраную картошку (она была как крахмал) и тоже пекли лепешки. Когда мне
было 7 лет, бабка Анна обучила нас с двоюродной сестрой прясть лен. И мы с
ней напряли, бабка соткала, а мама сшила нам по платью. И мы ходили в них в
школу и с тканым мешком. Писали на газетах разведенной сажей.
В 1954 году я училась в школе механизации на комбайнера, работала у
Богатырева Анатолия Ефимовича помощником 3 сезона.
В 1957 году работала за маму на ферме в Кабанове. Заведующим был Полозов
В. Навоз носили на носилках, Воду для коров носили ведрами из пруда.
В 1958 году вышла замуж в Ильинское. Ходили в Борисовское сажать овины
льноси, А потом сухой лен развозили для обработки по домам. Сверковь
моя, Нина Сергеевна, на дому мяла, трепала и чесала лен, а потом сдавала в
колхоз. Помню, купила мне на вырученные деньги кофту шерстяную зеленую и
жакетку плюшевую».
В Великую Отечественную войну наша Кабановская сторона потеряла более 260 человек. Все они погибли на фронте или пропали без вести.
Среди вернувшихся с войны – Нечаев Геннадий Петрович. Он родился 17 июля 1921 года в д. Плосково.

В 1940 году призвали в армию на Дальний Восток, сразу попал на Сахалин. Закончил службу на Даманском острове. Затем был направлен в формировавшуюся Сибирскую дивизию и отправлен на фронт. Был старшиной автополка, таскал установки «Катюши». Брали Ворошиловград, Днепропетровск. Там получил головное ранение, лежал в госпитале. Дальше – Кривой Рог. Опять ранения – в ногу и в поясницу. Закончил войну Геннадий Петрович в Австрии. Из Австрии вернулся домой награжден двумя орденами «Красной Звезды», медалью «За отвагу», «За взятие Будапешта», орденом Отечественной войны.

После войны Геннадий Петрович работал в колхозе «Россия». Вырастил и воспитал вместе с женой восьмерых детей.
Умер Геннадий Петрович 13 мая 2004 года. Это был последний ветеран войны по нашему сельскому совету.







VIII. Заброшенные деревни.

Земля и хлеб…
Мы ведаем издревле:
Земля и хлеб – основа всех надежд,
Еще недавно матушка – деревня
Кормила Русь и даже зарубеж.
В страду ставала темно, с петухами,
стога метала выше барских крыш.
И баловалась, «темная», стихами,
и помогать. Ан, нет, во всем упрек.
политики, прикрывшись словом – планы,
творили свой грабительский оброк.
отняв лошадку и отняв коровку,
зерно, зарю, политый потом день
И, проявляя резвость и сноровку.
Уничтожили сотни деревень.
А ей бы приносить благодарение,
но с чье-то «легкой» дьявольской руки
Бесперспективной стала вдруг
деревня.
Так – за какие же смертные грехи?»
В.Половников

Заброшенные деревни
1. Астанино.
2. Бизяево.
3. Вальки.
4. Ванеево.
5. Волочаниново.
6. Гора.
7. Грибаново.
8. Деревенщино.
9. Домницы.
10. Дегтяри.
11. Ерчаки.
12. Золотухино.
13. Иваньково.
14. Камени.
15. Кашино.
16. Костенево.
18. Крусаново.
19. Кузино.
20. Кузьмино.



21. Лепеевка.
22. Макарово.
23. Маслово.
24. Макеево.
25. Мамерфино.
26. Медвеедево.
27. Мякишево.
28. Плосково.
29. Рогачи.
30 Рыбино.
31 Свано.
32. Семунино.
33. Хирино.
34. Уткино.
35. Шильдома.
36. Шестаки.
37. Терехово.



























IX. Престольные праздники.

В каждой деревни нашей округи были свои престольные праздники, которые проходили весело и интересно: с гармошками, песнями и частушками.
В селах Волочаниново, Костенево,Кашин праздновали праздник памяти всех святых (Первое воскресенье после Троицы, «Все святые»).
Ильинское, Новое, Борисовское – «Вознесенье Господне» (40-й день после Пасхи)
Гора, Шильдома, Медвеедево, Милятино – праздник Фрола и Лавра небесных покровителей лошадей (18 (31) августа)
Кабаново – «Знамения» (празднуется 10 (23)июня), праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (Петров день 29 июня (12 июля) «Петров день»)
Мякишево, Рогачи, Кузьмино – День святой Троицы Пятидесятница «Троица» через 50 дней после Пасхи)
Рыбино – «Знаменье»
Контеево, Плосково – праздник Ивана Купала (24 июня (7 июля) «Иванов день».
Вальки, Маслово, Терехово – праздник Владимирской иконы Божией Матери (26 августа (8 сентября) «Владимирская»)
Аничково, Грибаново, Хирино, Уткина, Щелконогово, Домницы – Ильин день (20 июня(2 августа)
Ленивцево, Лепеевка – праздник Смоленской иконы Божией Матери 28 июля (10 августа) «Смоленская»
Макарово – Никола Вешний (9 (22) мая «Никола летняя»), Покров Святой Богородицы и Приснодевы Марии (11 (14) октября
Селищево -«Моленье».

Существует предание:
«Раньше в Селищеве праздновали «Николу». Но вот однажды случился
в деревне пожар, охвативший всю деревню. Люди вышли на улицу и
стали ходить с иконами вокруг деревни. Пожар удалось потушить и с
тех пор стали праздновать в Селищеве другой праздник и назвали
его «Моленье».










X. Вторая половина XX века.

12 февраля 1958 года произошло объединение колхозов «Имени Ворошилова» Аничковского сельского совета и колхоза «Имени Сталина» Пронинского сельского совета в колхоз «Рассвет» в 1959 году объединились колхоз «Верный путь», «Рассвет» и «Заветы Ильича» в колхоз «Россия»
В 1960 году Аничковский сельский совет перешел в Селищевский. Костомский – в Селищевский. В Селищевском сельском совете оставались 2 колхоза_ «Россия» и «Путь к коммунизму».
С 1959 года по 1962 год колхоз «Россия» возглавляет Скородумов Александр Константинович.
При нем все разжились. Он построил кладовую в д. Селищево, новую ферму, птичник. Колхоз гремел. Но, уходя, Скородумов много задолжал колхозникам. И расплачивался с ними уже другой председатель – Николаев Александр Алексеевич. Жена его Нина Николаевна 2 года работала биологом в школе. Парторгом был Тюленев, агрономом в колхозе работала Тамара Александровна Морозова. В то время школа очень помогала колхозу. Директором школы после войны был Говоров Александрович, а затем - Голубев Василий Васильевич. Ученики помогали копать картошку, теребили руками в августе, еще до школы.










Организовывались соревнования. Околачивали вальками, расстилали, поднимали. Силами учеников и учителей засеяно было поле горохом, пшеницей. Убирали все сами вручную. Были при школе свои кладовые, там хранили зерно. Сено косили под Лутовинками, ставили стога. Кормили лошадь, остатки продавала и деньги от продажи ложили на свой счет, на них покупали дрова и инвентарь. Имелись при школе курицы, кролики. Жили в старой бане. Заведовала всем этим хозяйством до Нины Николаевны биолог Зинаида Васильевна. Выращивали зелень на подкормку колхозным телятам. Картошку сажали, овощи. Детей кормили бесплатными обедами. Писали о пришкольном хозяйстве даже в областной газете. В мастерской делали шкафы, оборудовали сами кабинет физики. Дети из дальних деревень жили в интернате, который находился в барском доме. (А в годы войны здесь был детский дом союзного значения. Он просуществовал до 1958 года). Воспитатель – О.А. Голубева.. Учащиеся умели и отдыхать. Вместе с коллективом учителей ходили на Тебзу, варили уху.


1967 году секретарем партийной организации колхоза «Россия» становится Никитин Петр Сергеевич. В 1968 году приезжает в хозяйство его жена Никитина Галина Ивановна, начинает работать кассиром, а с 1969 года председателем Селищенского сельского совета.
В него входили два колхоза «Путь к коммунизму» и «Россия». Исполком сельского совета состоял из 7 человек. Заседания проходили один раз в месяц. сессия депутатов – 6 раз в год. Депутаты избирались на 2 года. Сначала избирали 25 депутатов, потом когда «Путь к коммунизму» отошел к Пронинскому сельскому совету, количество депутатов уменьшилось до 15 человек. Центром колхоза была деревня Селищево. В то время там находилась контора колхоза, клуб, магазин, медпункт, начальная школа. С 1966 года по 1969 год в библиотеке и завклубом работала Анна Шмакова. Она проводила большую работу среди населения. В то время была традиция устраивать комсомольские свадьбы. Приезжали представители из района. Собиралась вся колхозная молодежь на гулянье. Также отмечал проводы в Армию. В клубе был торжественный вечер, а потом опять гуляла вся молодежь. Регистрации брака, рождения детей проходили торжественно под руководством Галины Ивановны. Первыми молодоженами на торжественной регистрации брака были Алексей Уланов и Нина Мастерова. Активно очень отдыхали в то время. День молодежи отмечали на реке Чёлсма, проводили соревнования. Ездили в Челсму на грузовых машинах, не боялись ни дождя, ни ветра.
Весело проходил колхозный праздник «Березка». между колхозами проводились соревнования. Наш колхоз соревновался с колхозом «»Искра», колхозом «Красное знамя» Костомского сельского совета. Ездили друг к другу смотреть работу на фермах, а в праздники проводили спортивные соревнования. Мы ездили в Костому, Орехово, а они приезжали к нам.
Играли в футбол, волейбол, лазили на столб за призом. Обычно это была бутылка водки. Устраивались соревнования по бегу. Один раз бежал с молодыми даже семидесятилетний дед в кальсонах.
Была активно развита художественная самодеятельность. Проводились различные мероприятия.
Также при Николаеве были льноводческие звенья. В Ленивцеве звеньевая – Петрова Валентина Александровна, в Селищеве – Лебедева Апполинария Ивановна. Льна сеяли много, весь он убирался, ничего не сжигали.
В каждой бригаде были звенья конечной продукции. Звеньевые:
в Анискове – Смирнов Николай Васильевич;
в Ленивцеве – Смирнов Леонид Николаевич;
в Ильинском – Вечеров Александр Павлович;
в Селищеве – Лебедев Павел Федорович;
в Кабанове – Сизов Николай Александрович.

В колхозе было пять бригад: в Кабанове, Ильинском, Аничков, Селищеве и Ленивцеве. Выращивали лен, зерновые. Было пять сушилок. Сушилки топили сначала дровами. Дров заготавливали много, устраивали субботники по заготовке дров.
Затем сушилки перешли на дизельное топливо. Имелось 4 животноводческие фермы, овчарня в д. Ленивцево. Были организованы социалистические соревнования. Передовиками среди доярок были Груздева Т.И., Жукова А.М.,Рыжова А.А., Лебедева Н.М., Разгуляева О.П. (Ольга Павловна награждена орденом Славы III степени).
Звенья занимались заготовкой кормов, выращиванием льна, зерновых. Все они соревновались между собой. Сначала за работу получали ежемесячно аванс.
А по итогам года делали перерасчет за сданную продукцию. Всегда лидировало звено Николая Васильевича Смирнова за трудовые успехи он награжден правительственной наградой – Орденом октябрьской революции. А сам председатель Николаев Александр Алексеевич награжден Орденом Ленина за организацию звеньевой системы. Агроном Нина Николаевна Николаева награждена Орденом Трудового Красного Знамени.
Николаев Александр Алексеевич проработал в колхозе «Россия» председателем до 1972 года. Эстафету принял Никитин Петр Сергеевич. Секретарем партийной организации становится Лебедев Александр Михайлович.
В 1972 году был пущен новый Дом культуры. До этого клуб находился в деревянном барском доме. Первая торжественная регистрация брака была проведена в новом Доме культуре для Хитрова Николая и Румянцевой Манефы (всю жизнь проработала агрономом в хозяйстве).

Манефа первая, кто надел длинное свадебное платье. В то же время появилась традиция молодоженам сажать березки у Дома культуры.










В 1975 году центром колхоза становится село Кабаново. Сюда перевозят здание Волочаниновской школы и размещают временно контору колхоза. А сельский совет размещается в одной половине здания, перевезенного из дальней деревни. Во второй половине находится медпункт. Заведует им Геннадий Матвеевич Черняев.
В 1976 году начинают строить в Кабанове животноводческий комплекс, так как в районе идет направление развития животноводческих комплексов. По плану наш колхоз должен был специализироваться на выращивании телок. Идет также строительство двухэтажных домов, расположенных при въезде в село. В это же время отстраивают новую пекарню, животноводческие фермы строят в Ильинском и Селищеве. В 1978 году контору колхоза переносят на второй этаж первого барского дома (интернат к тому времени закрыт). Там же размещается и сельсовет. А в здании, где временно была контора, размещается детский сад. Заведует им Кудрова Н.В.
В колхозе продолжают сеять лен. На уборочную привлекают шефов из города, стройотряды. В заготовке сена принимают участие учителя, медики, культурные работники.
Народ организованно работает, весело отдыхает. Молодежь и подростки днем работают на колхозных полях, а вечером все собираются в Дом культуры.
Готовят концерты, выезжают с ними в другие деревни. В то время клубы в Волочанинове в Селищеве, в Аничкове. В Кабановском Доме культуры работает Т.И. и И.Н. Румянцевы. Участники художественной самодеятельности принимают участие в районных смотрах, фестиваля. В колхозный праздник «Березка» вокруг Дома культуры располагалась выездная торговля: работал фотограф, парикмахер. Художественная
самодеятельность ставила концерт, а потом все тут же гуляли «на зеленой».По вечерам молодежь собиралась в Доме Культуры. Приходили пешком, приезжали на мотоциклах из разных деревень за 5-7 километров. танцевали под проигрыватель, играли в «Ремешки», «Ручейки», «Третий лишний». Компании были разновозрастные, но дружные между собой. Те, кто учился в Галиче, домой на выходные добирались, как могли. Ходили и пешком, ездили на бочки молоковоза. Дороги были плохие, на трудности не пугали, так хотелось домой.
В 1984 в Кабанове появляется новая улица, вернее в новых двухквартирных щитовых домов продолжают улицу Кооперативную. В народе новую улицу называют «Чертаново».
В 1985 году второй раз сгорает Кабановская школа (Директор – Сироткина И.Н.). Дети временно занимаются в каменном четырехквартирном доме. Почти 4 года. А в это время строится новая одноэтажная школа.
В 1987 году в колхозе «Россия» меняется председатель. Им становится Скворцов Владимир Васильевич. Он оказывает большую помощь в строительстве школы, выделяя колхозную технику для подвозки стройматериала. С большой чуткостью и пониманием относится к проблемам школы председатель совета Никитина Г.И. Помощь школе была оказана и председателем райисполкома В.А. Елшиным, его заместителем Р.П. Комисаровым, заведующим РАЙОНО Коноваленко и Щегловой. Школа открывает свои двери в сентябре 1989 года. Директор – Толстоброва Анна Петровна.
В Кабанове появляется еще одна улица – Уральская. Закончено строительство животноводческого комплекса. В марте 1990 года здесь справили новоселье. Рассчитан комплекс был на приличное количество скота, но долгострой привел к тому, что эксплуатируется только одна половина. Здесь размещаю 294 головы, 250 из которых – дойное стадо. На комплексе молокопровод, холодильник. Молоко на гормаслосырзавод возит два раза в день на молокозаводе Толстобров В.Г. А обратным рейсом доставляет обрат для выпойки телятам – отъемышам.
В коллективе животноводов 8 доярок: Н.Г. Кудрявцева, О.П. Разгуляева, А.Д. Шанская, А.М. Грибкова, А.С. Раввина, А.В. Шмырина. За телками ухаживает Г.М. Жукова. Возглавляет коллектив Т.А. Морозова. Механики – Н.П. Шанский и Л.А. Грибков. Пастухи – Б.Д. Раввин И В.А.Кудрявцев. Зоотехник – Т.В. Смирнова. Из-за того, что не пущена вторая половина комплекса 50 коров содержатся в Аничкове. Ухаживают за ними Л.Б. и А.А. Скотниковы.
В 1991 году председателем сельского совета становится Т.А. Лебедева. Никитина Г.И. уходит в детский сад воспитателем, а затем заведующей.
В 1993 году происходит грандиозные событие: асфальтируется дорога Галич-Кабаново-Селищево, благодаря Скворцову В.В.
В этом же году колхоз «Россия» переименовывается в ТОО «Кабаново» и председателем опять выбирают Никитина П.С. Экономистом работает Т.П. Горшкова.
В Кабанове насчитывается 65 домов в д. Милятино заселяется новая улица.
В связи с ухудшением финансового положения дела в хозяйстве потихоньку пошли на спад, стало уменьшаться поголовье крупного рогатого скота.
В октябре 1998 года сгорел детский сад. Медпункт переводят в барский дом. На его месте размещают детский сад. Детей в садике становится все меньше. Зарплаты задерживают по 3-4 месяца, многие семьи уезжают в Галич.
7 сентября 1999 года ТОО «Кабаново» меняет свой статус. Теперь это Сельскохозяйственный производственный кооператив «Кабаново».




































XI. Начало XXI века.

П.С.Никитин уходит с поста председателя в 2000 году. На смену ему приходит А.Л. Смирнов. Затем Т.М. Касатикова, С.И. Румянцев. Руководители – люди приезжие, душой за хозяйство не болеют. Средств не х атает, надои падают, топливо купить не на что, земли не обрабатываются, зарастают. Люди уезжают в город.
В 2006 году в СПК «Кабаново» новый председатель – Судаев М.Г.
С января 2006 года глава администрации – Т.П. Горшкова. К этому времени уже закрыта школа в 2005 году, садик в 2003 году. Закрывается Дом культуры, так как содержание его требует больших затрат. Библиотека, клуб, почта, администрация сельского поселения, начальная школа, медпункт находятся сейчас в одном здании – здании школы.
С января 2006 года сельский совет преобразован в сельское поселение. Работают ТОСы. Люди благоустраивают село, очищают территорию от свалок, наводят порядок у бывшего барского дома, приводят в надлежащий вид территорию вокруг храмов, освобождаются от хлама церковь Знамения. Люди не ждут помощи со стороны, стараются привести в порядок, создать красоту своими руками. И все это под руководством главы администрации Т.П. Горшковой, председателей ОКТОСов А. Худяковой и А.Б. Толстобровой. Старания людей оценены по достоинству. Кабановское поселение заняло 1 место среди ТОСов области и за свою работу награждено премией в 100 тысяч рублей. В селе насчитывается около 45 жилых домов. Многие дома разрушены, многие еще крепкие стоят без хозяев.
В настоящее время село пытается выжить.
самая распространенная фамилия и в Кабанове и во всем поселении - Смирновы.

















XII. Выдающиеся личности; люди, проявившиеся себя.
Среди людей, проявивших себя в области науки, литературы, искусства, при защите Родины, в социалистическом и коммунистическом строительстве, есть и наши земляки. Среди них генерал-лейтенант медицинской службы Николай Геннадьевич Иванов.
Родился в деревне Макеево. Здесь жил, бегал в село Кабаново 4 года в начальную школу. Затем отец уехал в Ленинград и перевез в город на Неве и свою семью. Здесь Николай закончил десятилетку и в 1937 году поступил учиться в Военно-медицинскую академию имени С.М. Кирова. Война встретила молодого военного медика на пороге академии. двадцатилетнему военврачу пришлось сдавать экзамены на фронте. Всю войну он находился в действующей армии. Воевал в составе частей Ленинградского, Волховского, третьего Прибалтийского и первого Украинского фронтов. Спас вблизи от передовой многие солдатские жизни, облегчил страдания раненым, отправляемым уже оперированными в глубокий тыл. Его ратный труд был отмечен боевыми наградами: Орденами Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями.
После войны Николай Геннадьевич вернулся в академию, получил диплом с отличием.
С 1948 года он на учебно-педагогической работе. В 1967 году становится профессором.
Вслед за званием генерал- лейтенанта ему присваивают звание генерал- майора медицинской службы.
Почти каждый год Н.Г. Иванов навещал родные места. Оказывал необходимую обратившимся к ним землякам-галичанам.
Лебедева Надежда Александровна родилась 15 сентября в деревне Милятино Галичского района. В семье её родителей было восемь детей, она была четвертым ребенком. Детство было трудным, голодны. Молодость так же пришла в трудные военные годы. Приходилось работать наравне со взрослыми, помогать матери поднимать младших братьев и сестер. Надежда Александровна закончила 7 классов Кабановской школы и поступила учиться на агронома в Галичский совхоз-техникум.
Первая запись в трудовой книжке – 1946 год. её приняли на работу в Костромской сортировочный отдел на должность агронома Ореховского Р.С.Х колхоза «Имени Сталина».
В 1951 году принята на должность главного агронома отдела сельского хозяйства Галичского района. В 1955 году Надежда Александровна направлена в колхоз «Ильич» в качестве старшего агронома.
Нагатинским полям и лугам Надежда Александровна посвятила свои лучшие годы и поработала в колхозе «Ильич» более 30 лет.
Она всегда пользовалась авторитетом заслуженным, у нее учились работать коллеги со всей области, и благодаря ее творческому, неугомонному характеру колхоз «Ильич» в свое время был в первой пятерке передовиков.
Надежда Александровна за достижение высоких показателей в работе наградили орденом Октябрьской революции, избрали делегатом на XX съезд КПСС. А за вклад в приближение Победы ей вручили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-9145 г.г.» Уйдя на заслуженный отдых Надежда Александровна вернулась на свою родину. Последние годы жизни она жила в Кабаново у своей сестры Ольги Александровны Виноградовой. Умерла Надежда Александровна в 2003 году, 12 июля и похоронена на Кабановском кладбище.
С нашим селом связана жизнь еще двух замечательных людей :
Советский ученый Дмитрий Илларионович Кочерин (1889-1928г.г.), один из основателей советской гидрологии, первоначальное образование получил в Кабановском второклассном училище.
Известный советский публицист Николай Александрович Верховский (1902-1969г.г.) родился в деревне Анчурино Галичского уезда, а учился в Кабановской церковно-приходской школе, а после Октября в Галичской школе II степени. Последним его произведением стали очерки о родных местах, о городе его комсомольской юности – Галиче, опубликованные под названием «В лесном Заволжье» в номере 8 журнала «Новый мир» за 1970 год, уже после смерти их автора.




© Администрация Галичского района www.rayon.galich.com




















Список использованной литературы:

Лапшина А. Возвращаясь к своим истокам//Галичские известия. – 7 февраля. -2002.- С.3.
Пименов А. Проблемы комплекса – комплексные проблемы// Ленинский путь. – 1 сентября. – 1990.-С.З.
Рячкова С. Маленькая школа у дороги//Ленинский путь.- 1 сентября.- 1990. – С.2
Белов Л. Касторский В. Соколов В. Галич. – Костромское книжное издательство 1959.- 144 с.
Голубев Е. Костромичи – полководцы Великой Отечественной. – Кострома. 1995.-286с.
Белоруков Д.Ф. Деревни, сила и города Костромского края: Материалы для истории. – Кострома. 2000. – 536с.
Костромская усадьба. – Кострома 2005. -598с.
Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Выпуск III Галич и Галичский район. – Кострома. 2001. – 399 с.
Белов Л.Зубова В.Касторский В.Соколов Н. Щеголев Н.Галич. – Верхневолжское книжное издательство Ярославль.1983. – 96 с.

















































 
Галич Костромской

Храм Воскресения в Пеньках



Храм Воскресения в Пеньках Антроповского района


Голосования

Как спасти Галичское озеро?
 
Буйская АЭС/Фукусима можно ли сравнивать?
 
Газ в городе
 
Галич Костромской
Галич Костромской © 2017